![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Мне повезло несколько раз, и я пронаблюдала как консультируют семьи объективно умирающих больных. Во-первых, хочу сразу сказать, что семьи как до консультации, так и после остались в неведении о том, что происходит. Тема крайне деликатная, за пять или двадцать-пять минут ее не обсудишь. Персоналу неудобно это обсуждать, и они, судя по тому, что я наблюдала, не обучены консультированию вообще, не говоря уже об узко специальной области консультаций о том, что медицина тут бессильна, человек скоро (плюс-минус) умрет.
Во-вторых, весь персонал знает, что они больше сделать ничего не могут, и это осознание не сомнение, а ограничения медицины и ее способностей осознаются очень четко и вербализируются, хоть и не очень активно.
У врачей есть минут 5-10, чтобы сообщить о том, что они больше ничего сделать не могут, но...врачи не обучены навыкам ведения таких бесед. Наблюдение за врачом, которому надо объяснить что-то семье - зрелище крайне печальное. Мне жалко, что врачей бросают в это обсуждение без поддержки опытного фасилитатора-ведущего такой беседы.
Иногда, когда у врача, естественно, не удалось донести до семьи, что больше ничего сделать нельзя, засылают "профессионального" консультанта по таким вопросам. Консультация ведется минут 20. Консультант никогда не садится, а нависает над кроватью больного. К слову, врачи всегда на эти пять минут садятся и находятся на одном пространственном уровне с больным и семьей. Консультация сводится к монотонному повтору одной фразы с перепавами "вам надо решать, что вы хотите делать, делать можно это и это, вам надо решать, что вы хотите делать".
Собраться с мыслями в любой тяжелой ситуации крайне трудно, и выбор из меню, пусть даже из двух вариантов, это задача, которая непосильна людям, которые находятся в необычном для них состоянии. Особенно, если один из вариантов упирает их в осознание того, что их близкий долго не протянет. Самое интересное, что даже эти несколько вариантов предоставляются завуалированно, иносказательно, т.е. даже мне, стороннему наблюдателю было сложновато интепретировать, что же пытается донести консультант. Консультант пыталась донести, что пациентам было бы недурно уже поехать домой, но семья этого не слышала.
Вообще, насколько я себе это представляю, консультация в любой ситуации предполагает не нон-стоп 20-минутный поток слов консультанта, а возможность для человека высказаться о своем видении проблемы, мира, философского подхода к проблеме для того, чтобы консультант смог потом уже более уверенно объяснить какой именно вариант действий подойдет этим людям с учетом их мировосприятия. Консультант задает наводящие вопросы и слушает. Человек и его семья говорят.
Результаты наблюдаемых мною консультаций привели к тому, что больных людей продолжали сильно мучать, несмотря на бессмысленность этих действий.